Выносливость при лыжном спорте

В современной системе спортивной тренировки относительно воспитания выносливости спортсменов высокой квалификации сложилось многокомпонентное понятие, так как уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов: общая выносливость, скоростные возможности,

продуктивность технического мастерства, подготовленность опорно-двигательного аппарата и др. (Озолин Н.Г., 1970; Зациорскмй В.М 1970; Матвеев Л.11., 1991 и др.). Эти показатели имеют значение во многих видах спорта, по степень проявления каждого из них и их соотношение в каждом конкретном случае различны в зависимости от специфики спортивной деятельности.

По мнению многих специалистов, к числу основных, ведущих педагогических факторов, от которого зависим уровень развития специальной выносливости в беге, плавании па длинные дистанции, лыжных гонках и др. видах спорта, относятся объем физической нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также меч оды тренировки (Озолин Н.Г., 1970; Макаров А.Н., 1966; Дедковский СМ., 1974).

В тренировке на выносливость стали использоваться дополнительные средства подготовки, например: тренировка в условиях среднегорья, в барокамере и т.д.

Вместе с тем, у ведущих специалистов в этой области в подходе к увеличению тренировочного объема пли дальнейшем росте интенсивности

Актуальность. Лыжные гонки — один из видов лыжного спорта пользуются особой популярностью. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя систематическая тренировка. Однако за последние годы молодые лыжники добиваются высоких результатов в более короткие сроки, нежели это было 10-15 лет назад.

Современная лыжная трасса предъявляет к физической подготовке лыжника-гонщика большие требования. Чтобы успешно пройти дистанцию на высокой скорости, спортсмен должен быть хорошо физически подготовлен, а это значит, быть сильным, выносливым, морально и тактически подготовленным, обладать хорошей техникой передвижения.

Однако развивать эти качества следует лишь до определенного оптимального уровня, превышение которого может привести к обратному эффекту — снижению результатов в лыжных гонках.

В настоящее время ведущим положением современной методики тренировки спортсменов высокой квалификации является необходимость увеличения доли скоростной работы в общем объеме нагрузи (бес на средние дистанции, плавание, лыжные гонки и др. виды). Выполнение этого требования и целях повышения уровня развития специальной выносливости связано с поисками тех средств и методов тренировки, которые позволяли бы спортсмену освоить большой объем скоростных нагрузок уже в подготовительном периоде. Последнее вызывает необходимость пересмотра бытующих до сих пор взглядов на дественность использования тех или иных средств, методов и этапов в развитии выносливости в течении круглогодичного тренировочного процесса.

Отмечая большое значение чередования скоростных нагрузок, многие авторы ограничиваются общими рекомендациями и не приводят конкретных данных о соотношении различных режимов тренировочной работы для эффективного воспитания специальной выносливости (Баранов В., Вакуров С.А., Булышев В.)- В то же время М.П.Набатникова (1972), давая глубокий анализ литературных источников по данному вопросу, указывает, что другие специалисты или неоправданно ‘завышают эти соотношения в пользу интенсивности или придают ведущее значение только значительному объему тренировочных нагрузок (Затопек Э., Куц В., Лидьярд А.).

Вполне естественно, что в настоящее время актуальными вопросами спортивной практики становится повышение эффективности методики развития силовой выносливости, управление тренировочным процессом посредством совершенствования педагогического контроля, позволяющего получить информацию о результатах тренировочных воздействий и па основе полученных данных вносить соответствующие коррективы в методику тренировочного процесса.

Предметом исследованияданной работы является направленность и содержание методов воспитания выносливости у спортсменов в лыжных гонках.

Задачи исследования: 1. Установить основные факторы, определяющие выносливость спортсменов в лыжных гонках. 2. Исследовать современные направления методик тренировки специальной выносливости в разных видах спорта. 3. Дать обоснование использования средств и методов развития выносливости па различных этапах тренировки высококвалифицированных спортсменов.

Для решения поставленных задач нами был проведен анализ более 20 источников научно-методической литературы и выполнено их обобщение в соответствии с вопросами дипломной работы.

Выносливость — физическое качество, необходимое всем спортсменам, особенно лыжникам – гонщикам, и является решающим фактором в достижении спортивного результата.

С физиологической точки зрения выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением (Розенблат В.В., 1982).

Различают четыре основных типа утомления — умственное, сенсорное (от напряженной деятельности анализаторов), эмоциональное (от переживаний) и физическое (от мышечной работы). Применительно к выносливости в спорте надо говорить об утомлении комплексном, вызванном многими причинами, в том числе и указанными выше. Специальная выносливость проявляется: в предстартовом ожидании, в борьбе с отрицательными эмоциями, в напряженном тактическом поединке, в двухдневной борьбе десятиборцев, в пятидневной — у современных пятиборцев, в сохранении высокой работоспособности в многодневных турнирах, во многих других случаях. Таким образом, преодоление различных трудностей в тренировке и в состязаниях может потребовать своей, специфической выносливости, затрагивающей самые различные стороны деятельности спортсмена. Это необходимо учитывать при выборе средств и методов воспитания специальной выносливости соответственно требованиям избранного вида спорта (лыжные гонки), и условиям, в которых проходят тренировка и состязания (Набатникова М.Я., 1972).

Выносливость в целом обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обусловливается многими факторами, но, прежде всего — деятельностью коры головного мозга,